Это интересно
Новости по теме
|
«Победитель получает все!» – говорится в известной песне. Однако кое-что достается и проигравшему: «сбой» в физиологической системе внутреннего вознаграждения вызывает безудержное желание продолжить игру и активно используется в индустрии азартных развлечений.На компьютере добровольцы играли в программу-симулятор, переживая победу при выстраивании 2-х картинок в линию – и «почти победу», если этого не происходило Активность определенных областей мозга у людей, которые «почти выиграли» (нижний ряд) очень близка к той, которая наблюдается у тех, кто выиграл действительно (верхний ряд) Проведенное недавно исследование Марк Потенца (Marc Potenza), психиатр, который специализируется на изучении возникновения различных зависимостей, назвал «весьма элегантным»: «И для здоровья общества, и с точки зрения дальнейшего клинического использования оно имеет крайне важное значение». В своих опытах ученые использовали упрощенную версию обыкновенных игровых автоматов, показав, что как только три вишенки выстраиваются в выигрышную линию, и звонкие монеты начинают заполнять металлический лоток, в мозге игрока активируются определенные области, которые используются в системе «внутреннего подкрепления», выбрасывая в кровь дофамин , нейромедиатор, связанный с переживанием удовольствия. В норме это важный элемент, позволяющий нашему организму эффективно научаться действиям, которые принесли пользу, и стремиться к их повторению. В случае же азартной игры (как и в случае некоторых наркотиков, которые тоже стимулируют дофаминовое подкрепление) это удовольствие может оказаться весьма некстати. Скорее всего, именно эти переживания ответственны за неудержимый азарт, который так легко овладевает человеком. Более того: ученые показали, что, скорее всего, те же подкрепляющие области мозга активируются и в отсутствие выигрыша – когда, к примеру, на линии оказывается только 2 из 3-х вишенок. Сопровождающий этот процесс выброс нейромедиаторов будоражит кровь, создает сильные положительные и заставляет попробовать «еще разочек», а потом еще один, скармливая ненасытному автомату одну купюру за другой. В проведенных экспериментах добровольцы использовали не сами автоматы, а их виртуальные компьютерные аналоги. Участники выигрывали 50 пенсов (примерно 25 рублей) каждый раз, когда в ряд выстраивались 2 одинаковые картинки – и не получали ничего, если такого не происходило. Программа позволяла не просто варьировать параметры тестирования, но и вести статистический анализ, и синхронизировать данные с результатами сканирования мозга. Оказалось, что активация путей внутреннего подкрепления вовсе необязательно требует выигрыша! В общем-то, такое же удовольствие получают и те игроки, которые «почти выиграли». По собственным отзывам «почти выигравших», это было не самым приятным переживанием. Но оно же и вызывало в них почти необоримое желание продолжать игру. При этом эффект был еще более сильным, если у игрока создать иллюзию того, что он может влиять на результат – например, выбирать вид выигрышных картинок. По словам авторов исследования, такое, казалось бы, ошибочное действие системы внутреннего подкрепления, в некоторых жизненных ситуациях может быть весьма полезным. Представьте процесс обучения – например, бесчисленные попытки ребенка ударить по мячу с тем, чтобы тот полетел в нужном направлении. Каждая – даже неудачная – попытка сопровождается и подкреплением, которое и заставляет ребенка продолжать учиться. Но, конечно, в случае азартных игр результат часто оказывается самым плачевным: «почти выигрышная» комбинация в следующий раз не принесет абсолютно никакой выгоды. На все воля Фортуны. Кстати, о том, как держат пари настоящие джентльмены XXI века, вы можете прочесть в статье « Ставки сделаны, господа! » По сообщению ScienceNews |