Это интересно
Новости по теме
|
Клонирование и личностьЧто мы имеем ввиду, когда произносим слово «я»? Вы уверены, что знаете ответ на этот вопрос? В чем разница между «я» и «не я»? Почему человек отождествляет своё тело, мысли, чувства с понятием «я», а всех других людей относит к «не я»? И если ответ на этот вопрос прост, почему в последнее время такая шумиха поднимается вокруг возможности воспроизвести себя через клонирование, получают широкое распространение вера в переселение душ, реинкарнацию и прочие чудеса? Насколько индивидуально и неповторимо наше «я»? Попробуем поискать ответы на эти вопросы. Вопрос первый: что относится к понятию «я» и «мое»? Голова, туловище, руки-ноги – это просто. Мысли, воспоминания, жизненный опыт, эмоции – это тоже часть «я». Без чего можно обойтись, оставаясь собой? Довольно быстро приходим к выводу, что люди живут без рук, без ног, с чужим сердцем и другими органами, оставаясь тем, кем были, сохраняя ощущение своего «я». С пересадкой или ампутацией мыслей сложнее. Мысленные опыты писателей-фантастов на эту тему (голова профессора Доуэля, пересадка мозга в чужое тело), а также реальный опыт медицины (амнезия, болезнь Альцгеймера, и другие заболевания мозга) укрепляют наше мнение в том, что средоточием «я» является мозг человека с заключённой в нём информацией. Именно этот сгусток живой материи изменённой и изменяющейся соответственно записываемой в него информации определяет индивидуальность личности, осознание собственного «я». У множества религий есть свой ответ на этот вопрос – «я» это душа, «я» находится там, где находится душа, отсюда происходят совершенно логичные (с точки зрения религий) утверждения о существовании загробного мира, о переселении душ и тому подобного. В конечном счёте, все эти утверждения объединяет одно: «я» уникально и неповторимо, оно может существовать в другом теле. Если душа не бессмертна, «я» умирает со смертью души. Интересно, что к очень похожим выводам можно прийти, не отступая с материалистических позиций. Попробуем произвести несколько мысленных опытов над человеческим мозгом. Насколько можно изменить записанную в нём информацию, не изменяя осознания личностью своего прежнего «я»? Человек с самого рождения в течение последующих десятилетий усваивает новую информацию, забывает старую, меняет свои взгляды, убеждения, жену, профессию, но всё это время он ощущает себя конкретным Иваном Ивановичем, и окружающие идентифицируют его с этим именем. Хотя между пятидесятилетним Иваном Ивановичем и им же в пятилетнем возрасте имеется огромнейшее различие, это, тем не менее, одна и та же личность. А вот Иван Иванович и его брат-близнец Петр Иванович хоть и очень похожи внешне, и в мыслях бывают схожи, но – совершенно разные личности. Представим, что кто-то постепенно «стирает» информацию из мозга человека. Сначала человек будет продолжать сохранять свою связь с внешним миром, сохранять своё «я». Но с какого-то момента его мозг будет «очищен» настолько, что душа, или личность, прекратит своё прежнее существование, «я» (сознание) умрёт. И при этом организм человека продолжит жить, и мы можем запустить опыт в обратную сторону – дать ему возможность снова воспринимать информацию. С определённого момента эта информация позволит человеку снова осознать своё «я», вот только будет ли это «я» прежним? Конечно, наш опыт мысленный, и результатом будет только предположение. Так вот, есть предположение, что это будет уже другое «я», другая личность, не имеющая связи с предыдущей, несмотря на наличие общего тела, родственников, знакомых прежнего «я». Случаи потери памяти в результате травм головного мозга и восстановления после них дают схожие с нашим «опытом» результаты, с поправкой на то, что часть прежней информации может восстанавливаться, а в случае серьёзных повреждений новая информация может плохо усваиваться. В первом случае может восстановиться осознание прежнего «я», во втором – не родится новое. Вообще, слово «восстановиться» наталкивает на мысль чуть изменить «опыт» – не стирать полностью информацию в подопытном мозге, а временно исключить пользование ею, либо, стерев, в точности записать снова, как это делается на компьютере. В этом случае прежняя личность будет действительно восстановлена. Продолжим наши изуверские «опыты». У человека, неизлечимо больного, «списываем» и «архивируем» всю информацию из головного мозга, затем, после его смерти, эту информацию вкладываем в мозг индивидуума-клона, выращенного из клеток этого человека. Будет ли это восстановлением исходного индивидуума? Ответ становится очевидным, если то же самое сделать при жизни донора. Мы получим двух совершенно одинаковых людей, с одинаковым прошлым, схожим поведением, каждый из которых ощущает своё собственное «я» в своём собственном теле. |